English version

Александр Борисов — первый живописец Арктики

Наш земляк Александр Борисов – по праву считается первым полярным художником
 «Весенняя ночь на Мурмане», 1896 г.
«Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года»
«В области вечного льда. Лето», 1897 г.
Маршруты полярных экспедиций А. Борисова
«В гостях у самоеда», 1896 г.
Из книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». 1905 г.
Мореходная яхта «Мечта»
Экспедиция Александра Борисова, 1899 г.
 «Судно во льдах. Яхта «Мечта», 1899 г.
Илья Вылко «Художник Борисов покидает яхту Мечта в Карском море»
Дом Александра Борисова на Новой Земле
Портрет Константина Вылко, 1900 г.
Карта Новой Земли
«Страна смерти», 1903 г.
Борисов на одной из выставок в Европе
За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника
Александр Борисов - первый полярный художник
1 из 15
Наш земляк Александр Борисов – по праву считается первым полярным художником

Первая поездка художника по Северу состоялась летом 1894 года, когда будучи ещё студентом Академии художеств, Борисов сопровождал в качестве рисовальщика на пароходе «Ломоносов» министра финансов Сергея Юльевича Витте. 

«Весенняя ночь на Мурмане», 1896 г.

В обязанности Борисова входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Поездка произвела на Борисова огромное впечатление, побудила в нем желание побывать на Новой Земле, где царствуют вечные льды и ещё никогда не ступала нога художника.

«Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года»

Весну и лето 1896 года Борисов посетил Новую Землю в составе экспедиции Казанского университета. В Кармакулах художник наблюдал фантастическое редкое явление природы - полное солнечное затмение 27 июля 1896 года и отразил его на картине. Картина «Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года» стала впоследствии одной из лучших работ Борисова. Из поездки он привёз около 150 этюдов, которые с интересом встречены в прессе и высоко оценены И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, А. И. Куинджи. 

«В области вечного льда. Лето», 1897 г.

В 1897 за картину «В области вечного льда. Лето» Александр Борисов получил звание художника. Третьяков купил у художника целый ряд этюдов работ на 8000 рублей. А сам художник решает отправиться ещё дальше на Север, чтобы показать всему свету через свои полотна те необычайные красоты полярного мира. 

Маршруты полярных экспедиций А. Борисова

В 1898 году в тренировочных целях А.А. Борисов вместе с ненцем-проводником Константином Вылко осуществляет переход длиною в 9 месяцев по Большеземельской тундре. Они через Маточкин Шар к устью ручья Ночуев проходят от Пинеги через Усть-Цильму, по Печоре до Пустозерска. 

«В гостях у самоеда», 1896 г.

По пути останавливаются на острове Вайгач на постой у ненцев, где в доме Прокопия Вылки Борисов написал этюд «В гостях у самоеда». В условиях «неподходящих» для написания картин Александр Борисов пишет этюды «Ночь в Большеземельской тундре», «Полночь во льдах», «Кладбище на острове Вайгач»

Из книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». 1905 г.

«Тридцатипятиградусный мороз настолько сгущал краски из палитр, что они, как какое-то густое тесто, не брались на кисти и ни за что не хотели приставать к полотну. Даже в пузырьке со скипидаром, и то на дне при таком адском морозе, делались какие-то белые шарики, которые в теплой комнате сейчас же пропадали. Самая низкая температура, при которой я когда либо писал, так это на реке Мезени – при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». (Минус 31 по Реомюру, это минус 39 по Цельсию.) 

Мореходная яхта «Мечта»

Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, Борисов начинает готовиться к новой продолжительной экспедиции на Новую землю. Специально для этой цели художник заказывает строительство мореходной яхты «Мечта», одномачтового деревянного судна водоизмещением 40 тонн. И перевозит на Новую Землю жилой дом, который устанавливается на берегу Поморской губы, на месте предполагаемой зимовки. 

Экспедиция Александра Борисова, 1899 г.

В 1899 году Александр Алексеевич Борисов и восемь его спутников, команда из бывалых поморов, отправляются на Новую Землю. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлось преодолеть немало трудностей.

«Судно во льдах. Яхта «Мечта», 1899 г.

На обратном пути экспедиции в проливе Маточкин Шар судно затерло льдами и прижало к берегу. Льды вместе с «Мечтой» понесло на юг. Экипаж бросает судно и, взяв самое необходимое, идет к берегу по льду. Переход был очень сложный – путешественники попали в область движущихся к Северу льдов, когда «целое море льда, подчиняясь воле течения, плывет и сокрушает на своем пути все преграды». Но они шли дальше, кормились тюленем, страдали от жажды. 

Илья Вылко «Художник Борисов покидает яхту Мечта в Карском море»

Борисов вспоминал: «Помимо нравственных мук, мы страшно страдали от жажды. Как безумные, набрасывались мы на снег, жевали его, глотали; но проходило несколько минут, и жажда еще больше усиливалась. Полжизни готовы были отдать за ковш воды. Матросы разгребали снег и жадно набрасывались на небольшие лужицы воды под ним, но они не замечали, что она соленая и что от нее еще больше пить захочется. Устин убил тюленя - первый утонул, а второго достали. Подставили к ране чайные чашки и набрали крови. Жадно выпили теплую кровь, после чего Устин предложил по куску печени и легкого. Кровь великолепно утолила нам жажду и, кроме того, восстановила силы. Разрезали тюленя на куски, стали есть его мясо. А тюленьи мозги - положительно прекрасны (сырые). Все ели да похваливали!» 

Дом Александра Борисова на Новой Земле

Счастливый случай вывел их к берегу, где жили «самоеды». У гостеприимных самоедов путешественники жили 2 недели. После в сопровождении их добрались до дома Борисова в губе Поморской, специально построенного Борисовым заранее для зимовки. Этот дом стал самой северной художественной мастерской в мире. Борисов прожил в этом доме до осени 1901 года, потом он еще один раз приезжал на Новую Землю, а дом еще долго служил людям. После отъезда Борисова с Новой Земли в доме жили самоеды и останавливались зверобои. Дом Борисова сохранялся до 60-х годов нашего века. В нем останавливались многие известные путешественники. 

Портрет Константина Вылко, 1900 г.

Во время зимовки познакомился Борисов с четырнадцатилетним ненецким подростком Ильей Вылкой, будущего известного ненецкого художника Тыко Вылко. Борисов нарисовал углем портреты двух своих спасителей, Максима Пырерки и отца Тыко Вылка - Константина (Ханец) Вылка, смелого охотника, убившего на своем веку более 100 белых медведей. С начала зимовки и до ее окончания Борисов упорно писал картины и делал портреты самоедов. За зимовку он создал целую серию портретов новоземельских ненцев, которая хранится в отделе рисунков Русского музея.

Карта Новой Земли

В Архангельск экспедиция Александра Алексеевича Борисова вернулась 5 сентября 1901 года. В ходе экспедиции путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции, обследовали и наносили на карту берега заливов, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников, ученых и тех, кто способствовал освоению Севера. Благодаря Борисову на карте Новой Земли увековечены имена многих русских художников: мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина. 

«Страна смерти», 1903 г.

Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли. Картина «Страна смерти» была центральным экспонатом выставки в Белом зале Зимнего дворца, устроенной для Николая II и царской семьи 1 марта 1903 г. Император Николай II приобрел для себя эту картину и несколько картин для Русского музея и заказал еще пять картин по выбору художника. 

Борисов на одной из выставок в Европе

Участие Александра Алексеевича Борисова в выставках, которые проходили в 1900-1907 годах в Европе сделало его имя известным не только в России. Сегодня работы А. Борисова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном музее и других музеях России. 

За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника

Александр Борисов был верен Северу, вся его творческая и научная биография связана с Крайним Севером. За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника - одному полуострову Новой Земли дано имя - полуостров Борисова. 



Александр Борисов - первый полярный художник
Борисов писал путевые очерки, в которых говорил о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В фонде АОНБ имени Н.А. Добролюбова есть сочинения полярного исследователя и художника Александра Борисова, в том числе издание 1905 года «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», где художник описал свои путешествия.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с Путеводителем по интернет-ресурсам, на страницах которых представлена информация о жизни и творчестве художника Александра Алексеевича Борисова.

Автор: АОНБ им. Н.А. Добролюбова
Событие года
Январь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
4
10 11 13
16
23
30