Многие произведения Ф. А. Абрамова  были инсценированы
19 марта 1974 года в Театре на Таганке  состоялась премьера спектакля «Деревянные кони»
Зрители из фойе попадали сразу на сцену
Постановка «Деревянных коней»  в театре г. Брно ( Чехия)
У абрамовских рассказов «Пелагея» и «Алька» - счастливая театральная судьба
Спектакль «Жили-были мать да дочь» в Саратовском драматическом театре
«Две зимы и три лета»
Наибольший интерес у режиссеров вызвал роман Ф. Абрамова «Дом»
Особые отношения сложились у Федора Абрамова с Малым драматическим театром
Студенты наблюдали, вслушивались, записывали
Знакомство писателя со студентами переросло в крепкую дружбу
Премьера дипломного спектакля студентов в Учебном театре
Премьера спектакля "Братья и сестры" состоялась в марте 1985 года
Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий
Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий
Спектакль о вечных ценностях
Художественный руководитель Театра Европы - Лев Додин
Выставка "Абрамов и театр"
1 из 15
Многие произведения Ф. А. Абрамова были инсценированы
Фёдор Александрович Абрамов к инсценировкам своих произведений относился строго. Писатель боялся перевода своей прозы на язык театра и кино, а потому если давал разрешение, то пристально следил за судьбой произведений – бывал на репетициях, приезжал на премьеры, высказывал свое мнение. Многие произведения, несмотря на «строптивость» автора, были инсценированы, в том числе и все его четыре романа - «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».
19 марта 1974 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Деревянные кони»
«Первая, самая дорогая для меня вещь, которую я вспоминаю с особым счастьем, — говорил Абрамов, — это „Деревянные кони“ на Таганке». Автор вместе с режиссером Юрием Любимовым работал над новой для театра теме - постановкой о русской деревне. Десять лет — с 1973 по 1983 годы, до самой смерти писателя, — коллектив Московского театра драмы и комедии на Таганке связывала с Фёдором Абрамовым творческая дружба. 
Зрители из фойе попадали сразу на сцену
Проход из фойе в зрительный зал на спектакле был оборудован через сцену по специально сооруженному мостику. Сцена представляла собой настоящую северную крестьянскую избу - её жилую часть, горницу с берестяными туесами и прочей хозяйственной утварью на полках и по углам. Весь крестьянский домашний скарб зрители, пришедшие на спектакль, могли, проходя через сцену рассмотреть  и потрогать, а сами они  оказывались как бы гостями на деревенских посиделках. Здесь за неторопливыми северными разговорами перед зрителями проходили три женских судьбы: Василисы Милентьевны (Алла Демидова), Пелагеи (Зинаида Славина) и Альки (Нина Чуб). 
Постановка «Деревянных коней» в театре г. Брно ( Чехия)
Единственная зарубежная постановка «Деревянных коней» состоялась в городском театре Брно ( Чехия) в 1981 г. В 2009 году Архангельский молодежный театр также обратился к рассказам Ф. Абрамова  «Деревянные кони» (режиссер В.Панов).
У абрамовских рассказов «Пелагея» и «Алька» - счастливая театральная судьба
Повести «Пелагея» и «Алька» были поставлены во многих российских театрах. В 1974 году премьера спектакля в Архангельском театре драмы. Спектакль был поставлен режиссером Борисом Петровичем Второвым, в нём были заняты Сергей Плотников, Людмила Бынова, музыку написал наш земляк – композитор Петр Федорович Кольцов. Сегодня спектакль вернулся на большую сцену Архангельского драмтеатра. Постановщик – заслуженная артистка РФ Людмила Бынова.
Спектакль «Жили-были мать да дочь» в Саратовском драматическом театре
Повести "Пелагея" и "Алька" были поставлены также в Русском драматическом театре им. Н. Крупской ( г. Фрунзе, Киргизия) и в Ленинградском театре им. В. Ф. Комиссаржевской - здесь на репетициях присутствовал Федор Александрович Абрамов. В Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина  состоялся необычный спектакль - спектакль-дуэт "Пелагея и Алька" (режиссер А. Азарин).
В 1976 году - в Саратовском драматическом театре прошла премьера спектакля «Жили-были мать да дочь». Главный режиссер театра Александр Дзекун и актриса Валентина Ермакова за создание спектакля были удостоены Государственной премии РСФСР за 1988 г. Под звуки русских хоровых песен кружилась на сцене деревянная изба – некое причудливое геометрическое строение с трубой и деревянным коньком на крыше. И при каждом повороте этого затейливого сооружения выплывал, высветлялся какой-нибудь угол избы, обжитой одним из персонажей, о чьей судьбе будет поведано.

«Две зимы и три лета»
Интересно было решено оформление сцены спектакля Архангельского драматического театра «Две зимы и три лета» (1978 г., режиссёр - Эдуард Симонян, художник - Инга Павлова). Когда в зале гас свет, на сцене возникали: бревенчатый сруб, угол избы, настил, часть двора. Появлялись пять высоких мощных стволов, из которых в духе северной резьбы по дереву вытесаны фигуры-символы: скорбная мать, согбенная старушка, девочка с широко раскрытыми испуганными глазами и прижатыми к груди кулачками, плачущая молодая вдова и древний старец. По ходу спектакля луч света падал то на одну, то на другую фигуру. Этим приемом пытались усилить значение происходящих на сцене событий. 
Режиссер Архангельского театра драмы Эдуард Симонян работал над спектаклем «Две зимы и три лета» более полутора лет. Творческий коллектив совершил поездку на родину писателя. Результат высоко оценил автор – Федор Александрович Абрамов, в беседе с труппой после просмотра: «У вас – сама жизнь».


Наибольший интерес у режиссеров вызвал роман Ф. Абрамова «Дом»
Последняя часть тетралогии – роман «Дом» вызвал наибольший интерес театров. В 70-80 годы он был поставлен в восьми городах нашей страны: Москве, Ленинграде, Ярославле, Архангельске, Новгороде, Кишиневе, Алма-Ате. Все спектакли были созданы по разным инсценировкам. 
Фёдор Абрамов отмечал: «Удачным получается спектакль в Архангельске. Я недавно там был. Конечно, там еще есть над чем работать, но основа добротная, и архангелогородцы, мои земляки, это для меня особая радость, принимают спектакль хорошо... Лично мне кажется, что ближе всего к моему роману постановка, осуществленная режиссером Львом Додиным в Малом драматическом театре в Ленинграде. По-моему, это хороший спектакль. Боевой, насыщающий зрителя жизнелюбием и желанием бороться за добрые дела».   
Особые отношения сложились у Федора Абрамова с Малым драматическим театром
Началось с постановки в Учебном театре. Студенты Ленинградского института театра, музыки и кинематографии,  курс Льва Додина и Аркадия Кацмана, выбрали  для своего первого и дипломного спектакля трилогию Федора Абрамова «Пряслины». Студенты обратились к автору за разрешением. 
Как вспоминал сам писатель, не сразу он дал свое согласие, но студенты упорно стояли на своем и он сдался, но поставил условие: прежде чем браться за эту вещь, необходимо познакомиться с деревней. Они познакомились. Тем же летом актеры приехали к нему в Верколу: «Получайте свое условие». Приехали всем курсом. Как впоследствии вспоминал Абрамов: «Лето оказалось одним из самых восхитительных в моей жизни». 
Студенты наблюдали, вслушивались, записывали
Поселились студенты в бывшем Веркольском монастыре, где не было электричества, готовили на костре. Подъем в шесть утра, с девяти репетиции, работа в колхозе, по очереди несли дежурство на кухне и вместе сочиняли этюды для будущего спектакля и в свободное время осуществляли вылазки за наблюдениями, а потом делились рассказами, кто чего услышал, кто как разговаривает.
Наблюдали, как ходят местные бабы, как жнут, как доят коров, вслушивались в северный говор, слушали и записывали частушки, приговоры. Веркольцы поначалу к ним присматривались, а потом стали приходить наблюдать за репетициями, потом приглашать в свои дома. Веркольцы помнили пережитое, а студенты, пропитываясь атмосферой их жизни, обретали новые черты характеров.  
Знакомство писателя со студентами переросло в крепкую дружбу
Наконец, они решили, что могут поделиться своими наблюдениями с Федором Александровичем. Писатель пришел в монастырь, студенты усадили за накрытый стол - угостили его каким-то обедом и стали играть этюды, петь песни… Он сидел молча, а они выплескивали все подряд. И когда к полуночи выдохлись, повисла пауза. Потом Абрамов молча поднялся, сурово посмотрел, стукнул кулаком по нашему накрытому столу и сказал: «Да вы… Да вы просто молодцы!» Не смог Федор Александрович остаться равнодушным к энтузиазму студентов. То первое знакомство переросло в крепкую дружбу.
Премьера дипломного спектакля студентов в Учебном театре
Премьера дипломного спектакля стала событием в ленинградской театральной жизни. Федор Абрамов писал: «Спектакль получился необычайно яркий, вне всяких канонов. Они от людей, от живых людей вобрали в себя боль и все беды, которыми жила военная и послевоенная деревня. Получился прекрасный спектакль».
 И когда семь лет спустя возникла идея поставить в память о Федоре Абрамове "Братья и сестры" на сцене Малого драматического театра, никто не верил, что чудо может повториться. В это время Лев Додин был руководителем Малого Драматического театра и многие из вчерашних «братьев и сестер» - студентов, поработав в разных театрах, вернулись к Додину, пришли работать к нему в театр. И опять труппа поехала на Пинегу...

Премьера спектакля "Братья и сестры" состоялась в марте 1985 года
Так возникли два вечера пекашинской летописи, объединенные в спектакль "Братья и сестры", в которых восстановлена целая эпоха военной и послевоенной жизни - год 1945-й и год 1949-й. В центре действия - деревня Пекашино, её жители и семья Пряслиных. В спектакле занята вся труппа, почти пятьдесят актеров. Шестичасовая сценическая эпопея смотрится на едином дыхании. Спектакли идут с одним антрактом.
Вот уже 30 лет (исполнится в марте 2015 г.) спектакль «Братья и сестры» постоянно в репертуаре театра, радует и тревожит зрителей, актеры гастролируют по стране и за рубежом.

Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий
Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий (Государственная премия СССР, 1986 г.; "Лучший иностранный спектакль года Великобритании", 1991 г.; Итальянская театральная премия UBU, 1995 г.). Этот уникальный спектакль архангелогородцы имели возможность увидеть в 2007 году, когда в городе прошел первый межрегиональный фестиваль театрального искусства имени Федора Абрамова «Родниковое слово». Легендарный спектакль «Братья и сестры» Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург) в постановке лауреата Государственных премий Льва Додина стал кульминацией фестиваля. Спектакль шел шесть часов, но посмотреть его собрался полный зал зрителей. 
Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий
Спектакль « Братья и сестры» был удостоен многих премий  - Государственная премия СССР в 1986 году, "Лучший иностранный спектакль года Великобритании" в 1991, Итальянская театральная премия UBU 1995 г.. 
Этот уникальный спектакль архангелогородцы имели возможность увидеть в 2007 году, когда в городе прошел первый межрегиональный фестиваль театрального искусства имени Федора Абрамова «Родниковое слово». Легендарный спектакль «Братья и сестры» Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург) в постановке лауреата Государственных премий Льва Додина стал кульминацией фестиваля. Спектакль шел шесть часов, но посмотреть его собрался полный зал зрителей. 
Спектакль о вечных ценностях
Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер писал: «Я не побоюсь назвать "Братьев и сестер“ одним из величайших спектаклей XX века. Это эстетическое переживание немыслимой высоты. Этот спектакль — пронзительное послание о том, что все люди — братья, о ценности человеческой жизни, о необходимости солидарности людей перед лицом все новых и новых политических катастроф».

Художественный руководитель Театра Европы - Лев Додин
В спектакле по-прежнему задействованы и те актеры, которые играли в нем с самых первых дней, хотя многие из них ушли из жизни. Специально к 25-летнему юбилею спектакля театр выпустил огромную программку, где уместились один за другим все исполнители каждой роли, дети, которые когда-либо играли в этом спектакле, и даже все страны и города, в которых театр побывал с ним на гастролях.
Знакомство театра Льва Додина с творчеством Ф. Абрамова, с его Словом во многом определило дальнейшую судьбу театра, о чем сам художественный руководитель театра сказал: «Самые главные и сокровенные для себя истины Ленинградский Малый драматический театр осознает и говорит сегодня словами Федора Абрамова. В этом наше счастье, в этом наша мука, в этом наш крест». 
Выставка "Абрамов и театр"
В отделе литературы по искусству Архангельской областной библиотеки имени Н. А. Добролюбова работала выставка "Фёдор Абрамов и театр", где была представлена история театральных инсценировок произведений писателя в фотографиях, афишах, театральных программах, воспоминаниях актёров и режиссёров.
Назад к списку историй