VK FB
Н. А. Шабунин «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году»
Мозаика на фасаде музея А. В. Суворова (г. Санкт-Петербург)
Фрагмент мозаики на фасаде музея А. В. Суворова
Н. А. Шабунин «Портрет Николая II»
Н. А. Шабунин «Суворов в Кончаловском беседует с крестьянами»
Мастерская Ильи Репина
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Из путевых заметок художника Николая Шабунина
Статья Н. Шабунина «Северный край и его жизнь»
Фрагмент статьи «Северный край и его жизнь»
Из альбома «Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914 год» Фото Я. И. Лейцингера
Художник Николай Шабунин
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Портал «Культурное наследие Архангельского Севера» www.cultnord.ru
1 из 15
Н. А. Шабунин «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году»
110 лет назад (в 1903 году) художник Николай Авенирович Шабунин, уроженец Мезенского уезда Архангельской губернии, написал историческое полотно «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году».

Мозаика на фасаде музея А. В. Суворова (г. Санкт-Петербург)
Именно по ее оригиналу Михаил Иванович Зощенко (отец будущего писателя-сатирика Зощенко) и создал известную мозаику, которая украсила фасад Суворовского музея. 
Фрагмент мозаики на фасаде музея А. В. Суворова
За эту картину автор был награжден и орденом Станислава 3-й степени, и медалью на Всемирной выставке. 
Н. А. Шабунин «Портрет Николая II»
Примечательно, что на торжественном открытии музея Шабунина представили лично императору Николаю II, а это, пожалуй, почиталось повыше любого ордена. И молодой император заказал художнику свой портрет.
Н. А. Шабунин «Суворов в Кончаловском беседует с крестьянами»
Художник с успехом писал портреты, пейзажи, картины на исторические сюжеты, занимался фотографией. С удовольствием создавал многофигурные жанровые композиции. 
Мастерская Ильи Репина
Он стремительно развивал свои таланты, несмотря на то, что в живопись Николай Авенирович Шабунин пришел сравнительно поздно. В течение десяти лет (1886-1896) он был вольнослушателем Академии художеств. Звания художника был удостоен в возрасте 33-х лет, после обучения в мастерской И. Е. Репина.
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
В творчестве художника преобладали две темы: Суворов и Север. Приезжая в Петербург, он привозил целую выставку этюдов с любопытными эскизами деревянных церквей, погребенных под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни и обрядов северных инородцев. 
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Кроме этюдов, Николай Авенирович привозил в столицу женскую и церковную одежду, украшения, редкие фотографии родной старины и путевые заметки, этнографические рефераты. Некоторые из них приобрел у него Этнографический Музей Академии наук.
Из путевых заметок художника Николая Шабунина
«Много тут ещё непочатых глухих углов с симптомами первобытного духа русской жизни, памятники которого, как например постройки, разные предметы церковного обихода, во множестве еще можно найти по глухим углам, часто забытые и заброшенные. В некоторые из этих глухих мест можно пробраться только летом водою, а в некоторые - только зимою на оленях. Там не мало сокрыто различных документов далёкого исторического прошлого. Там, на краю света, остановилось, ибо дальше некуда было идти, историческое прошлое древней Москвы и великого Новгорода. То - моя родина.»

Статья Н. Шабунина «Северный край и его жизнь»
Интереснейшие описания и впечатления художника от поездок на Север сохранились в статье Николая Шабунина «Северный край и его жизнь: путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии». 
Фрагмент статьи «Северный край и его жизнь»
В статье Николай Авенирович зорко подметил и с грустью написал, как "во всем замечается наклонность к сокрушению и уничтожению старины, всего того, что было когда-то заветным, дорогим и священным, к чему с благоговением относились и что чтили".
Из альбома «Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914 год» Фото Я. И. Лейцингера
Планы у Шабунина были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. 
Художник Николай Шабунин
Но не успел. В последней поездке на Мезень, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет. Многие задумки и почти готовые этюды талантливого художника-земляка оказались неоконченными и забытыми. 
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Произведения Николая Авенировича Шабунина находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее. В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» города Архангельска имеется пять этюдов северного живописца. К сожалению, большинство северных картин Шабунина не сохранилось.
Портал «Культурное наследие Архангельского Севера» www.cultnord.ru
На портале «Культурное наследие Архангельского Севера» можно ознакомиться с путевыми заметками художника «Северный край и его жизнь» и статьей академика Н.И. Кондакова о художнике, написанной в 1908 году для сборника Сборника Отделения русского языка и словесности императорской академии наук: Том LXXIV, №1
Автор: АОНБ им. Н.А.Добролюбова
Назад к списку историй