VK FB
Н. А. Некрасов и его поэма «Мороз, Красный нос»
Кое-что из Некрасова
Елизавета Бём
Пером по камню
Рукопись
Культура карандашного рисунка
Академик живописи А. А. Пластов
Яркие, самобытные иллюстрации к поэме Н. Некрасова
Палехская красота
Рисунки В. М. Бескаравайного
Акварельная легкость и прозрачность рисунка
Литературные уроки
1 из 15
Н. А. Некрасов и его поэма «Мороз, Красный нос»
10 декабря исполняется 195 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Его поэма «Мороз, Красный нос» входит в тройку наиболее популярных и детально изученных. Тем не менее, не так много исследований, посвященных оформлению некрасовских произведений, несмотря на то, что творческое наследие писателя в разное время иллюстрировали известные художники. В XIX-XX вв. к произведениям Некрасова обращались художники разного плана, находя в его поэзии много увлекательного для себя: А. И. Лебедев, Е. М. Бём, А. Ф. Пахомов, А. А. Пластов, К. и Ф. Мельниковы, В. М. Бескаравайный, Ф. В. Лемкуль и др. Поэма «Мороз, Красный нос» привлекает художников-иллюстраторов яркостью, точностью и колоритностью образов, особой живописностью литературного языка. 
Кое-что из Некрасова
Среди художников прошлого, обращавшихся к иллюстрированию Некрасова, первое место, по праву, должно быть отведено Александру Игнатьевичу Лебедеву (1830-1898). Альбом его рисунков «Кое-что из Некрасова» пользовался немалым успехом. В альбом помещены литографии: портрет Некрасова, рисунки к стихотворениям «Влас», «Тройка», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Дешевая покупка», «На Волге», «Похороны». Это станковые композиции, навеянные темами некрасовской поэзии. В них проявились необыкновенная наблюдательность, интерес к социальным проблемам, сочувствие к «маленькому человеку», критика существующих порядков, то есть черты, очень типичные для творчества Некрасова.
Елизавета Бём
Некрасов - поэт деревенской жизни предстает перед нами в иллюстрациях великолепной художницы - Елизаветы Меркурьевны Бём (в девичестве Эндаурова). Родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье. 
Пером по камню
Е. Бём работала в технике литографирования пером по камню, что позволяло ей делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. В данной технике были исполнены рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», изданные в 1872 году А. Ильиным и представлявшие собой папку из шести нумерованных тоновых литографий в обложке с изображением сказочной ели, исполненных в классической технике литографского карандаша. 
Рукопись
В Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова хранится рукописная книга, в которой использованы 6 иллюстраций Елизаветы Бём с издания 1872 года. Каждая композиция иллюстрирует определенные строки поэмы, все они решены вертикально и расположены в центре листа, в нижней части которого напечатаны стихи. Здесь уже заметна любовь художницы к изображению русской деревни и детей - двум темам, прошедшим через все ее творчество.
Культура карандашного рисунка
Пахомов Алексей Федорович (1900-1973) добился значительных успехов в рисунках к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», изданной в 1938 году. Работы Пахомова отличает высокая культура карандашного рисунка. Среди иллюстраций к поэме Некрасова они остаются непревзойденными, сохраняя значение и сегодня как блестящий пример глубокого и оригинального прочтения классики. Важно и то, что в его рисунках соединились глубина понимания писательского замысла поэмы и знания русской деревни. 
Академик живописи А. А. Пластов
Очень привлекательно выглядит издание Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», выпущенное ОГИЗ государственным издательством художественной литературы в 1949 г. Оформление и иллюстрации выполнены академиком живописи, художником А. А. Пластовым. Большое внимание художник уделил общему оформлению издания. Книга большого формата, в ледериновом переплете синего цвета. На верхней переплетной крышке в тисненой золотой рамке помещено имя автора и название. Корешок книги украшен растительным орнаментом. На фронтисписе помещен рисунок - Н. А. Некрасов на охоте.
Яркие, самобытные иллюстрации к поэме Н. Некрасова
Пластов не просто пересказывает сюжет поэмы, он останавливает внимание на второстепенных сюжетах, побочных моментах, которые и делают его иллюстрации интересными. До мелочей продуманы композиция и планировка художественных элементов книги, соотношение рисунка и шрифта. Текст автора и оформление книги составляют одно целое. Форзацы украшены картинами зимнего леса. Из 76 страниц – 20 составляют иллюстрации. Почти на каждой странице помещены небольшие рисунки - вставки, которые дополняют авторский текст.
Палехская красота
Удивительное по красоте исполнение поэмы вышло в свет в Ярославле в Верхне-Волжском книжном издательстве в 1975 году. Иллюстраторами выступили Константин и его жена Фаина Мельниковы. Оба закончили Палехское художественное училище, работали в Палехских художественно-производственных мастерских. Занимались книжной иллюстрацией. Тематика их произведений: фольклор, литература, жанровые сцены, а также увлечение палехом сказались на иллюстрациях к поэме Некрасова. Книга имеется в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова.
Рисунки В. М. Бескаравайного
В 1975 году в Ленинградском отделении издательства «Художественная литература» вышло еще одно издание, объединившие под одной обложкой сразу 2 поэмы: Мороз, Красный нос и Русские женщины. Художником-иллюстратором выступил Василий Митрофанович Бескаравайный (1930-1997). Рисунки В. М. Бескаравайного: акварель, гравюра, эскизы, наброски.
Акварельная легкость и прозрачность рисунка
В Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова имеется издание поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», вышедшее в свет в 1987 году, с иллюстрациями Ф. В. Лемкуля. Художественная выразительность иллюстраций была ограничена возможностями весьма скромной в ту пору полиграфической базы. Первостепенное значение имел точный, ясный, выверенный в деталях рисунок. Любимая техника мастера, примененная в книге, – акварель. Художник прекрасно использовал её выразительные возможности: лёгкость, прозрачность цвета, его перетекание и внутренний свет.
Рисунки В. М. Бескаравайного
Литературные уроки
Архангельской областной научной библиотекой им. Н. А. Добролюбова к юбилею русского поэта и писателя подготовлена виртуальная экскурсия «Мороз, Красный нос»: иллюстрированные издания поэмы Н. А. Некрасова». Среди экспонатов - несколько редких изданий поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос», в том числе, – рукописная книга последней четверти XIX в. Приглашаем всех желающих посетить литературные уроки, посвященные жизни и творчеству писателя.
Автор: АОНБ им. Н.А. Добролюбова
Назад к списку историй