VK FB
История длиною в двадцать лет
Яков Иванович Лейцингер
Псковский инженер
Европейское новшество
Строительство
Техническое описание
Пуск электростанции
Нехватка мужской рабочей силы
Первая проба трамвая
Торжественное открытие
Новая ветка
Маршрут
Годы революции и интервенции
Проект Фридриха Дица
Дальнейшее развитие
Годы войны
Ночное движение
Рост перевозок
Подготовка вагоновожатых
Отреставрированный трамвай
Последние дни
Архангельскому трамваю посвящается...
1 из 15
История длиною в двадцать лет
Сто лет назад, в разгар Первой мировой войны, в Архангельске было открыто регулярное трамвайное движение. Вопрос о создании в Архангельске трамвайной линии возник еще в конце 19 века. В ноябре 1896 года состоялось заседание городской думы, где гласные впервые обсуждали эту исключительно важную для Архангельска тему. Однако до первого пуска трамвая история затянулась ровно на двадцать лет. Основной причиной, сдерживавшей строительство, было отсутствие в Архангельске достаточно мощной электростанции.
Яков Иванович Лейцингер
Только 21 мая 1913 года Архангельская городская дума приняла решение о создании в Архангельске трамвайного движения. Инициатором этого решения был тогдашний городской голова Яков Иванович Лейцингер. Для реализации идеи по созданию трамвайного движения в Архангельске Яков Иванович организовал акционерное общество, но денег не хватало. Тогда он заложил свой дом.
Псковский инженер
Работы по воплощению проекта в жизнь были поручены псковскому инженеру Константину Гавриловичу Репину. Репин, прибывший в Архангельск еще 24 марта 1913 года, не спеша, обстоятельно познакомился с городом, не раз проехал на извозчике вдоль длинных городских проспектов. 
Константин Гаврилович дальновидно настоял на устройстве трамвайной широкой колеи, справедливо считая, что лучше сразу вложить несколько больше средств, чем в дальнейшем заниматься переделкой. И город от этого решения только выиграл, получив вполне современный и надежный трамвай.
Европейское новшество

В устройстве трамвая Константин Гаврилович предложил применить европейское новшество: левое движение вагонов при правом уличном движении. Благодаря этому впоследствии число несчастных случаев с пассажирами было значительно ниже, чем при правостороннем движении. 

Примечание: Направление трамвайного движения было изменено в 1927-1928 гг., чтобы не повторять порядок, принятый за границей.

Строительство
Летом 1913 года для строительства зданий электростанции и вагонного парка начали заготовлять бутовый камень, цемент, песок, чтобы осенью приступить к строительным работам. В первых числах января наступившего 1914 года трамвайная комиссия разрешила подрядчику Фигману приступить к постройке здания электростанции. Большое значение придавалось сооружению пристани, расположенной рядом со зданием электростанции, с тем, чтобы пароходы могли подвозить песок, цемент, различное тяжелое оборудование, а в дальнейшем каменный уголь. В июле 1914 года рельсовый путь был проложен в городской черте на протяжении одного квартала.
Техническое описание
В начале 1915 года вышла брошюра К. Репина «Техническое описание городских сооружений», где в сжатой форме рассказывалось о проекте архангельского трамвая и его перспективах.
Пуск электростанции
22 июля 1915 года на городской электростанции состоялся пуск «Турбо-динамы». Официально электростанция была принята в постоянную эксплуатацию 2 августа 1915 года. Также рядом с электростанцией завершалось строительство вагонного парка. 
Нехватка мужской рабочей силы
Строительство дорожного трамвайного полотна сдерживалось нехваткой рабочих рук. В связи с продолжающейся войной встретились сложности в подборе мужчин для обслуживания городского трамвая.  "Думаем на места кондукторов пригласить женщин, конечно, грамотных. Оденем их в форму, заставим выучить инструкции, и дело у них пойдет не хуже, чем у мужчин" - говорил Репин (Архангельск. - 1915. - 19 авг. - С.3.). "...Надо полагать, что женщины-кондукторы внесут в работу городских дорог элементы вежливости и достойного отношения к делу". (Архангельск. - 1915. - 23 авг. - С.3.)
Можно предположить, что архангельский трамвай был одним из немногих в дореволюционной России, когда его стали обслуживать женщины.

Первая проба трамвая
27 и 30 мая 1916 года состоялись пробы трамвая. "Все приглашенные остались этим опытом очень довольны. Трамвай функционировал вполне правильно, вагон шел спокойно, без толчков, от городской думы комиссия в 20 мин. доехала до трамвайной станции, где осматривали вагонный парк и помещение станции, в котором работали две машины... ...Так как проба трамвая происходила вечером, когда на улицах было много гуляющих, легко было наблюдать, какое впечатление произвело появление долгожданного трамвая. Не было ни одной физиономии, которая не выражала бы живейшей радости и восхищения...» (Архангельск. - 1916. - 01 июня (№119). - С.3.)
Торжественное открытие
12 июня 1916 года состоялся пуск трамвая в Архангельске. В этот день, по отзывам современников, стояла на редкость солнечная, ясная погода, усилившая праздничное настроение. 

«...в 12 часов дня, 12 июня, на стоящий около Соборной пристани пароход "А.С. Пушкин", стала стекаться приглашенная на открытие трамвая публика, - писала газета "Архангельск", - здесь находились начальник губернии С.Д. Бибиков с супругой, городской голова В.В. Гувелякен и управа в полном составе, члены трамвайной комиссии, многие гласные, представители ведомств, и деятели различных общественных и частных учреждений..

В 12 ч. 40 минут ... "А.С. Пушкин" отвалил от берега. Через 10 минут пароход был уже у пристани, расцвеченной национальными флагами и переполненной служащими электростанции и трамвая и жителями города... 

Всем дамам, приглашенным на торжество, были розданы бутоньерки живых цветов. Цветы, специально для этого случая, выписали из Петрограда...». 

После молебна гости проследовали в здание вагонного парка. Здесь блистая свежей краской стояли на двух путях готовые к отходу 8 вагонов трамвая...

…Гости разместились по вагонам, которые один за другим, с небольшими промежутками, плавно выкатывались из парка, направляясь к зданию городской думы…

...Около 2 ч. 20 м. первый вагон был уже у здания городской думы, где, в думском зале, гостей ждали сервированные столы.
.."
Новая ветка
20 января 1917 года открылось долгожданное движение трамвая через окрепший лед реки Кузнечихи и далее, по Никольскому проспекту, на окраину Соломбальского селения. Больше всех новому маршруту радовались коренные соломбальцы, впервые получившие возможность совершать дальние поездки в центральную часть города быстро и дешево.
Маршрут
Изначально протяженность трамвайного пути была немногим менее пятнадцати километров. Маршрут охватывал центральную часть города от улицы Архиерейской (сейчас это улица Урицкого) до общины Красного Креста (теперь – улица Суворова). Одновременно было построено трамвайное депо и тяговая подстанция, подвижной состав представляли 16 пассажирских и один снегоочистительный вагоны, а также две вагонетки, которые использовались для перевозки грузов по городу.
Годы революции и интервенции
Архангельский трамвай – единственный в нашей стране, не останавливавшийся в годы революции и Гражданской войны ни на один день. Летом 1918 года работники и служащие трамвайного депо объявили забастовку и отказались возить интервентов по городу. По одному, под конвоем их проводили в депо, но многие скрылись из дома. Пришлось на их место встать английским и американским военнослужащим.
Проект Фридриха Дица
В 1919 году управляющий Архангельскими городскими электрическими сетями инженер Фридрих Адамович Диц разработал проект благоустройства города с развитием трамвайной сети и электрического освещения. Проект был представлен 18 февраля 1919 года на чрезвычайном заседании городской думы. 

Дальнейшее развитие
В период с 1920 года и до начала Великой Отечественной войны было приложено немало усилий для дальнейшего развития трамвайного движения. В соответствии с планом Дица трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», построены транспортные ветки в Соломбалу, Маймаксу и до Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината. Значительно обновился и парк вагонов, количество которых было доведено почти до 80 единиц.
Годы войны
Огромная нагрузка легла на Архангельскую городскую железную дорогу в годы войны. Трамваи перевозили не только людей, но и грузы. В связи с этим поздней осенью 1942 года Управление АГЖД (Архтрамвай) довело до сведения населения о ликвидации некоторых трамвайных остановок. По напечатанным в газете «Правда Севера» за 6 апреля 1975 г. воспоминаниям работника АГЖД, инженера Бориса Ивановича Шульги, почти 40 лет проработавшего в управлении Архтрамвая, автотранспорта в военном Архангельске не хватало, на счету был каждый вагон, трамвай использовался и для грузоперевозок. "Приходилось снимать с линии пассажирские вагоны. В отдельные дни мы с трудом могли выпустить в город 2-3 поезда, и они ходили, обвешанные со всех сторон пассажирами". 

К тому же, с уходом из АГЖД на фронт многих квалифицированных работников резко усложнилось и без того сложное положение с транспортным обслуживанием горожан.
Ночное движение
16 апреля 1948 года в областной газете "Правда Севера" была опубликована интересная информация о введении в городе трамвайного пассажирского движения в ночное время. Начиная с полуночи, каждый час с улицы Урицкого отходил трамвайный вагон, который доходил до улицы Комсомольской и шел обратно. Были предусмотрены все остановки. Стоимость проезда в ночное время составляла один рубль. 

Рост перевозок
В 1950-60-е годы объем трамвайных перевозок продолжал возрастать, подвижной состав не только пополнялся, но и обновлялся. Открывались новые маршруты.
Подготовка вагоновожатых
Вагоновожатых для архангельского трамвая готовили в среднем профессионально-техническом училище №25, первый выпуск - состоялся в начале семидесятых годов. Один из учебных кабинетов училище был оснащен тренажером - точной копией кабины вагона, действующей схемой электрооборудования. На таком тренажере можно было воспроизвести любую ситуацию - работу с контроллером, имитацию процесса торможения и др.  
Отреставрированный трамвай
В 80-е годы трамвай ценили и трепетно относились к его истории. В это время был отреставрирован первый архангельский трамвай, который после реставрации использовался для экскурсий по городу.
Последние дни

В начале XXI века для трамвая наступили тяжёлые времена. Сначала, в мае 2002 года, трамвай перестал ходить из центральной части города в Соломбалу. В октябре того же года были ликвидированы маршруты, связывавшие Соломбалу с Маймаксой и Сульфатом. В мае 2003 года было прекращено движение трамвая по Троицкому проспекту. Еще через год, в июле 2004 года, энергетики отключили за долги последний в городе трамвайный маршрут, курсировавший от улицы Урицкого до 2-го лесозавода. Архангельский трамвай, так любимый многими поколениями архангелогородцев, прекратил существование, не дотянув два года до своего 90-летия.

Архангельскому трамваю посвящается...
Давайте воспоём трамваи дружно. 
Пускай они продолжат с нами жить! 

И без трамваев мы - куда не денься - 
Наверное, уже совсем не те…

При подготовке материала была использована информация и фотоматериалы со следующих электронных ресурсов в сети Интернет: Архангельский трамвай. Забытое прошлое"Старый Архангельск"Архангельский трамвай. Историческая справка.





Автор: АОНБ им. Н.А. Добролюбова
Назад к списку историй