Елена Шитова

Елена Шитова

Летом, накануне открытия 80-го театрального сезона, директором Областного театра драмы им. М.В. Ломоносова назначена Елена Владимировна Шитова. Труппа - в отпуске. Многие цеха на это время опечатаны. Руководство области ставит перед театром вполне определённые задачи, у режиссера - свои планы на юбилейный сезон. Елена Шитова фактически оказалась между двумя Орловыми. С одной стороны, губернатор Игорь Орлов и Министерство культуры, с другой стороны - режиссер Пётр Орлов со своими планами, и труппа, которая просит только одного: "Дайте нам работать!"

Елена Владимировна, где состоялась ваша первая встреча с театром?

Когда по распределению я попала работать в музыкальную школу Котласа, первое, что меня поразило - информация о том, что там есть драматический театр. Наличие драма­тического театра в провинциальном городе - это подарок судьбы, театр -культурная жемчужина в любом городе. Бывая в Петер­бурге, всегда посещаю театры. В первую очередь, стремлюсь попасть на спектакли в «Мариинку». В Петрозаводске, когда учи­лась в консерватории, посещала местный музыкальный театр по студенческому билету - мы, как на работу, ходили туда. К тому же я знакома с театром не только как зритель: я - музыковед по специальности и защища­ла диплом по театральным жанрам. Одно из последних сильных впечатлений - «Иоланта» в Мариинском театре, но этот спектакль я не столько смотрела, сколько слушала, по­тому что была разочарована новаторской режиссёрской интерпретацией. Режиссёр действие перенёс в лес, в какую-то сторож­ку, поэтому от постановки осталось жуткое впечатление. Так что театральное разочарование мне тоже знакомо.

Каковы ваши впечатления от театра, дирек­тором которого вас назначили сейчас?

Первое сильное впечатление было внешнее. Когда я приехала для участия в конкурсе на должность директора, утром специально, чтобы проникнуться духом театра, обошла здание вокруг и задала себе вопрос: «Как эту махину на свои плечи взваливать? Надо мне это?». Как зритель, я бывала в помеще­нии Архангельского областного театра дра­мы и раньше, но впечатление сложилось не театральное. Меня пригласили на одно из областных мероприятий, и здание театра после реконструкции я восприняла как некий «дворец съездов». Всё сделано хорошо, присутствует определённый дизайн - но он не театральный, в этом мнении меня поддер­живают и в труппе. Театр изначально дол­жен быть именно театром, а потом уже всем остальным, а этого пока нет. Хотя, побывав за кулисами, с той стороны сцены, послушав тишину, я уловила особый дух - но он пока спрятан и рассеян так, что сразу, с первых шагов, зритель не погружается в особую ат­мосферу. Актёры со мной спорят, утвержда­ют, что есть и дух особый, и атмосфера при­сутствует. И я приняла решение дождаться возвращения всей труппы из отпусков, оце­нить изнутри работу коллектива и только по­том делать выводы, чего же в театре не хва­тает для зрителей.

Как вы оцениваете свалившееся на вас хо­зяйство театра?

Тяжело будет. Хозяйство большое - огром­ное. Ещё пока плутаю по коридорам, изучаю пространство. Сценическая площадка бук­вально напичкана современной аппарату­рой, техникой и сложнейшим оборудова­нием. Там нужны - и они есть - грамотные и высокопрофессиональные специалисты. Требуется постоянно следить за состоянием оборудования, вовремя проводить профи­лактику. В цехах я ещё не была - они закрыты на время отпусков. Но я обязательно везде попаду и посмотрю производство спектакля «живьём». Мне необходимо самой всё по­нять и прочувствовать.

Есть определённый алгоритм, которого вы придерживаетесь, как руководитель, при­ходя на новое место?

Во-первых, нужно изучить ситуацию из­нутри, пропустить её через голову, через чувства. Важно понять атмосферу и то, как взаимодействуютлюди. Первый этап - поговорить со всеми представителями кол­лектива. Разговариваю всегда один на один. И секреты, которые мне сообщают в беседах, я никогда никому не передаю. Если люди хотят мне что-то рассказать - хорошо, если нет такого желания - это их право. Но моё право - задать тот вопрос, Который ме­ня интересует.

В театре есть привидения?

Люди говорят, что, да, привидения есть. Но они ко мне, видимо, пока присматриваются: я уже и в одиннадцать вечера из театра вы­ходила, и рано утром была, но призраков не видела, и в театре мне не страшно. Но уже возникает ощущение, что я слышу театр -что-то на уровне мистики. Было время, когда изучала эзотерику, люблю философию, по­этому энергетику пространства чувствую. Где-то она более густая, где-то - более лёг­кая. Какие-то места «почистить» надо.

Кто вы по знаку Зодиака?

Телец. По характеру - и прагматик, и ро­мантик. Левша от природы. Правой рукой писать переучили ещё в советские време­на, поэтому я пишу правой, а всё остальное делаю левой.

Вы успели познакомиться с режиссёром?

Да, с Петром Гарриевичем Орловым мы уже не раз беседовали. Он - человек творче­ский, стремится задать труппе высокий уро­вень работы. Другое дело, какими методами всё это делается и насколько эффективны его проекты с точки зрения расходования средств и окупаемости спектакля. Я-то должна ещё и экономику учитывать! Ре­жиссёру позволительно парить в облаках, а я должна всё на землю опускать - в этом плане у нас пока взаимопонимание не до­стигнуто. Для меня сейчас главное - чтобы в театре наступила стабильность. Актёры мне прямо говорят: «Дайте нам работу. Мы хотим выезжать, хотим, чтобы прокат спек­таклей был. Если вы нам это обеспечите - в театре сразу всё встанет на свои места, и всё будет хорошо!»

После реконструкции театр, по большей ча­сти, заполняется зрителями на концертах артистов, чьё творчество весьма далеко стоит от театральной классики...

Согласна. Представление о новой гастроль­ной политике уже есть. Сейчас же я вынуж­дена соблюдать все ранее заключённые договоры, но гастролей слишком много, и, может быть, не все концерты нужно проводить именно на этой площадке. К тому же такие концерты не выгодны театру - ни в финансовом, ни в имиджевом плане. Если представлен хороший классический рок, планируются джазовые фестивали, высту­пления Венского оркестра или оркестра Гле­на Миллера - это одно; а для современной эстрады, качеством которой я не всегда до­вольна, лучше предоставлять другие места. Всё же Театр драмы имени Ломоносова явля­ется одной из лучших сценических площадок Северо-Запада, и мы не имеем права разме­нивать свою дорогую репутацию на дешёвые проекты.

Обозначив позицию профессионально­го музыковеда, планируете ли вы влиять на репертуарную политику театра, чтобы на афише появилось больше музыкальных спектаклей?

Для таких спектаклей нужны подготовлен­ные вокалисты. Сначала нужно научить людей петь, а потом уже браться за поста­новку музыкальных спектаклей. А вот музы­кальная часть драматических постановок у меня может вызвать сомнения: в какой степени всё это «авторская музыка», на­сколько точно соблюдаются авторские пра­ва? Роль музыки в спектакле весьма велика. Я не раз была свидетелем того, как музыка портила и даже уничтожала драматургию, или наоборот - вытягивала слабую режис­суру. А по поводу репертуарной политики согласна с мнением многих, что необходимо увеличивать объём классики; затем, кроме новогодних постановок, у нас нет спекта­клей для детей. И театр уже давно не виде­ли в области!

Елена Владимировна, вас назначили директором театра накануне очень ответ­ственного периода: впереди юбилейный сезон. И вообще театральные традиции Ар­хангельска имеют очень длительную исто­рию. Богатое наследство вам досталось! 
Культура - это портрет территории. Мне очень нравится выражение: «капитал репу­таций». Это всё, что накоплено и проявляется в привычках и поведении людей. Этот «капитал» зачастую воспринимается нами на неосознаваемом уровне: в одних местах нам почему-то хорошо, а где-то - неуютно. Из од­них мест хочется поскорее уйти или уехать, в других-хочется оставаться как можно доль­ше. То же самое и в театре: я хочу сделать так, чтобы у нас людям было хорошо - и со­трудникам, и актёрам, и зрителям. Пусть для всех нас 80-й сезон станет этапным.

Беседовал Андрей Жданов, фото Александр Пигарев
Опубликовано в журнале "Magazin", сентябрь 2012 г.

Возврат к списку