Виктор Панов

Виктор Панов

Виктор Панов: «Вся жизнь - 

театр»

Я помню театр Панова с тех советских времён, когда он только образовался. Необычный спектакль, горящие глаза юных актёров, зеркало в зрительном зале... Ощущение свежести и свободы, не очень привычное в закрытой стране.

Cейчас мы «свободой» перекормлены, мож­но всё, всегда и всюду. Да почему-то боим­ся больше, говорим шаблонами, а перепи­сываемся «смайликами» или цитатами из Интернета. И только изредка чувствуем эту свободную свежесть на природе, или с хорошим человеком, или у гениальной картины. Или в театре... Панова.

«Хотите об этом поговорить?» Хочу.

Культуру надо насаждать

— Академик Наталия Бехтерева, научный руко­водитель Института мозга человека РАН, ска­зала когда-то, что самым сильным инстинктом у людей является инстинкт подражания. Стоит ли удивляться убогости и жестокости многого из того, что происходит сейчас в жизни? Что массово льётся в глаза и уши, тому и подража­ют. Негатив в новостях, реклама пива и сигарет с рекламных щитов... Сознательно отупляют? Это только кажется, что тупым бараньим ста­дом легче управлять, громыхнёт посильнее — и пастуха сметут. А я с детства помню, как из репродуктора постоянно доносилась каче­ственная музыка. Высоко духовные ценности насаждались государством, и вырастали люди, которые понимали слова «стыдно» или «непри­лично». Я понимаю. Поэтому наш театр за всё время своего существования не создал ни од­ной проституционной пьесы.

«Мир меняет творчество, только творчество»

Это тоже слова Бехтеревой, а она знала, о чём говорит. Если мы хотим изменений к луч­шему, надо делать что-то лучшее. Театр тоже должен стать лучше — интересней, необычней. Чтобы расти, надо искать партнёров или сопер­ников выше себя, и театральный фестиваль для этого — прекрасный способ. Наши фестивали уже, как говорится, «раскручены», пользуйтесь! Нас знают и уважают и в России, и в Европе, к нам едут потрясающие мастера. На «Европей­ской весне» этого года джазовая певица Нино Катамадзе, японско-французский «Бамбу оркест­ра», соул-певица из Камеруна Шарлот Дипандв, «Бархатный сезон» из Москвы, другие знамени­тые, мировой известности артисты.

Окна должны быть открыты!

— Мир знает, а народ нет. Есть архангелогородцы, которые понятия не имеют о фестивале уличных театров, например. Чтобы узнали о достойных вещах, надо так же массово об этом информиро­вать — в кафе, ресторанах бумажные скатерти

с программой стелить, витрины оформлять. Ху­дожники, рекламисты, где ваша ответственность? Мы даже сами готовы оформить - не пускают. Да все витрины и окна уже заклеены. Почему? Чтобы белого света было не видно, некрасиво. И сидят в темноте под энергосберегающими лампами, не видя ничего, кроме телевизора.

А в телевизоре про прекрасный закат над Двиной не говорят. И про «Европейскую весну» только коротко в рекламе. В основном о неприят­ностях, которые где-то там случились. Вот и сма­куют всю жизнь чужие неприятности, болеют и жалуются, что денег нет.

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» (Из Википедии)

— Да, и это выгодно. В крошечный городок Авиньон на юге Франции за 25 дней Междуна­родного театрального фестиваля приезжают от 400 до 600 театров. Его и в энциклопедии описывают как мировую столицу театра. Мил­лионы туристов кормят потом пол-Франции. Например, город Орийяк во Франции: в пер­вый год фестиваля никто из жителей не вышел на улицы, во второй — из окон выглядывали,

в третий — сидели на всех подоконниках, на четвёртый - вынесли столы, стали готовить и продавать для туристов местные угощения. Так давайте сделаем так же!

Конечно, на организацию нужны бюджетные деньги, но они потом с лихвой окупаются! Даже если 100 артистов приедут, они платят за гос­тиницу, покупают необычные для них местные товары, сувениры. Каждый, в среднем, по 1000 евро меняет — посчитайте, сколько прибыли остаётся городу даже от маленького фестиваля. А если ещё поактивнее рассказывать о себе... Лес сейчас не продаём, можно же другое. Что-то неизбежно уходит, но надо искать новые формы существования.

За границу не хочу, хочу ездить по России

— Но почему-то там мы востребованы больше. И времени ей уделяется больше: не уедешь же в Ав­стралию на три дня, как минимум, на двадцать. Здесь же мы нужнее. Я, когда встречал миллени­ум, кожей чувствовал этот переход, знал, возрож­дение мира начнётся отсюда: с Севера и с Ура­ла. Это даже индийские пророки из своих пещер вещали, значит, мы и должны соответствовать.

… Артисты театра так же юны и красивы, как и много лет назад, также захватывает дух от веч­ных тем спектаклей. И мне действительно хочет­ся БЫТЬ лучше.

С Виктором Пановым, художественным руководителем Архангельского молодёжного театра, беседовала Светлана Зинькова.

Опубликовано в журнале «Настроение», апрель-май 2012.


Возврат к списку